Тактильные игры
15 июня, 2012
Подобные игры не имеют ограничений по возрасту и направлены на эмоциональное общение взрослого с ребенком, на создание телесного контакта с малышом. Эти простые, не требующие затрат времени игры, могут оказаться незаменимыми помощниками во время длительной поездки или ожидания очереди, а также в перерыве между напряженными интеллектуальными играми.
ЛЕСЕНКА
КОШКА
КОЗА
ШИНКА-МАШИНКА
ПЕРЕБИРАЕМ ПАЛЬЧИКИ
ДАРИКИ-КОМАРИКИ
Лесенка
Взрослый садится напротив малыша или берет его на колени и начинает говорить слова потешки:
По ступенькам выше, выше!
Я дойду до самой крыши
И по крыше похожу,
Сверху вниз я погляжу.
Шагаем при этом двумя пальчиками, эмитируя человечка, от носков ножек вверх по телу до затылка (подразумеваем, что голова это крыша, а все что ниже – ступеньки).
Кошка
Взрослый берет руку малыша, повернутую ладошкой кверху и говорит:
Покажи ладошку.
Поглаживая его ладонь произносит слова:
Расскажу про кошку.
Сжимает детскую ручку в кулачок:
Вот, кулак.
Разжимает кулачок малыша:
А, вот, ладошка.
Ставит свои пять пальцев, слегка собранных вместе, ему на ладонь, эмитируя этим садящуюся на ладонь кошку:
На ладошку села кошка.
И медленно перешагивая пальцами, как бы крадучись, потихоньку взбираемся от кончика кисти вверх по руке, произнося слова:
И крадется понемножку.
Добравшись до подмышки ребенка, резко «впрыгивает» туда и весело говорит:
Видно, мышка там сидит!
Малыш хохочет и сразу же требует повторения.
Коза
Начинаем говорить слова потешки:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами!
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ!
«Кто кашу не ест,
Кто молока не пьет —
Забодаю, забодаю, забодаю!»
Произнося слова показываем пальцами (указательным и мизинцем) «козу» и тихонько приближаемся к малышу. Когда слова потешки подходят к концу, малыш замирает в ожидании. И вот «коза бодается», малыш весело смеется! Только не переусердствуйте, сумейте вовремя остановить игру, когда почувствуете, что смех малыша становится безудержным.
Игру можно повторить два раза, после этого лучше поиграть в «козу» с мишкой или куклой.
Шинка-машинка
Проговариваем стишок, касаясь указательным пальцем одной щеки малыша:
Шинка.
Потом перепрыгиваем на другую щечку:
Шинка.
Далее ставим палец на лобик ребенку:
Машинка.
Нажимаем на детский носик, как на сигнал автомобиля и негромко кричим:
Би-бип!
Перебираем пальчики
Во всех вариантах этой игры взрослый перебирает пальчики малыша («пересчитывает» их, слегка покручивает каждый пальчик, зажимая между своим указательным и большим пальцем, массирует подушечки каждого пальчика по порядку и т.п.), сопровождая свои действия веселыми стишками. Вот, несколько вариантов таких потешек.
Вариант 1
Этот пальчик самый большой, самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик указательный, он серьезный и внимательный.
Этот – средний, не первый, не последний.
Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.
Этот маленький – мизинчик, любит бегать в магазинчик.
Вариант 2
Вышли пальчики гулять,
В лес грибочки собирать.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну, а этот — все глядел!
Вариант 3
У меня пять пальчиков,
Пять веселых мальчиков.
И они, как все мальчишки,
Озорные шалунишки.
Этот пальчик всех кусал.
Этот – на пол все бросал.
Этот – бабушку не слушал.
Этот – кашку не докушал.
Этот пальчик не шалил,
Его бы каждый похвалил.
И сказал: «Вот это пальчик! Ох, какой хороший мальчик!»
Дарики-комарики
В этой игре ребенок не только получает эмоциональный заряд, развивает координацию движений рук, но и знакомится с названиями частей тела и лица в веселой игровой форме.
Согните руки в локтях и поднимите пальцы вверх. Держите их свободно, как будто у вас в руках мячики. Поварачивайте кисти рук туда-сюда, пальцы направлены вверх (всем известные «фонарики»). Сопровождаем движения словами:
Дарики-дарики,
Летели комарики!
Теперь соедините большой и указательный пальцы, как будто что-то держите. При этом делайте свободные движения руками в различных направлениях, эмитируя полет комара.
Вились, вились,
Вились, вились.
Позудите, как комар.
З-з-з-з-з!
Ухватитесь двумя пальцами за носик (или за ушко) малыша и скажите:
В носик (или в ушко) вцепились!
Так можно показать любую часть тела. Постепенно ребенок сам начнет вступать в игру и научится показывать части тела на себе и на вас.