Тактильные игры

15 июня, 2012

Подобные игры не имеют ограничений по возрасту и направлены на эмоциональное общение взрослого с ребенком, на создание телесного контакта с малышом. Эти простые, не требующие затрат времени игры, могут оказаться незаменимыми помощниками во время длительной поездки или ожидания очереди, а также в перерыве между напряженными интеллектуальными играми.

ЛЕСЕНКА

КОШКА 

КОЗА

ШИНКА-МАШИНКА 

ПЕРЕБИРАЕМ ПАЛЬЧИКИ

ДАРИКИ-КОМАРИКИ 

 Лесенка

Взрослый садится напротив малыша или берет его на колени и начинает говорить слова потешки:

По ступенькам выше, выше!

Я дойду до самой крыши

И по крыше похожу,

Сверху вниз я погляжу.

Шагаем при этом двумя пальчиками, эмитируя человечка, от носков ножек вверх по телу до затылка (подразумеваем, что голова это крыша, а все что ниже – ступеньки).

Кошка

Взрослый берет руку малыша, повернутую ладошкой кверху и говорит:

Покажи ладошку.

Поглаживая его ладонь произносит слова:

Расскажу про кошку.

Сжимает детскую ручку в кулачок:

Вот, кулак.

Разжимает кулачок малыша:

А, вот, ладошка.

Ставит свои пять пальцев, слегка собранных вместе, ему на ладонь, эмитируя этим садящуюся на ладонь кошку:

На ладошку села кошка.

И  медленно перешагивая пальцами, как бы крадучись, потихоньку взбираемся от кончика кисти вверх по руке, произнося слова:

И крадется понемножку.

Добравшись до подмышки ребенка, резко «впрыгивает» туда и весело говорит:

Видно, мышка там сидит!

Малыш хохочет и сразу же требует повторения.

 Коза

Начинаем говорить слова потешки:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами!

Глазками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ!

«Кто кашу не ест,

Кто молока не пьет —

Забодаю, забодаю, забодаю!»

Произнося слова  показываем пальцами (указательным и мизинцем) «козу» и тихонько приближаемся к малышу. Когда слова потешки подходят к концу, малыш замирает в ожидании. И вот «коза бодается», малыш весело смеется! Только не переусердствуйте, сумейте вовремя остановить игру, когда почувствуете, что смех малыша становится безудержным.

Игру можно повторить два раза, после этого лучше поиграть в «козу» с мишкой или куклой.

Шинка-машинка 

Проговариваем стишок, касаясь указательным пальцем одной щеки малыша:

Шинка.

Потом перепрыгиваем на другую щечку:

Шинка.

Далее ставим палец на лобик ребенку:

 Машинка.

Нажимаем на детский носик, как на сигнал автомобиля и негромко кричим:

Би-бип! 

Перебираем пальчики 

Во всех вариантах этой игры взрослый перебирает пальчики малыша («пересчитывает» их, слегка покручивает каждый пальчик, зажимая между своим указательным и большим пальцем, массирует подушечки каждого пальчика по порядку и т.п.), сопровождая свои действия веселыми стишками.  Вот, несколько вариантов таких потешек.

Вариант  1

Этот пальчик самый большой, самый веселый и самый смешной.

Этот пальчик указательный, он серьезный и внимательный.

Этот – средний, не первый, не последний.

Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.

Этот маленький – мизинчик, любит бегать в магазинчик.

Вариант 2

Вышли пальчики гулять,

В лес грибочки собирать.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот — резал,

 Этот — ел.

Ну, а этот —  все глядел!

Вариант 3

У меня пять пальчиков,

Пять веселых мальчиков.

И они, как все мальчишки,

Озорные шалунишки.

Этот пальчик всех кусал.

Этот – на пол все бросал.

Этот – бабушку не слушал.

Этот – кашку не докушал.

Этот пальчик не шалил,

Его бы каждый похвалил.

И сказал: «Вот это пальчик! Ох, какой хороший мальчик!»

Дарики-комарики 

В этой игре ребенок не только получает эмоциональный заряд, развивает координацию движений рук, но и знакомится с названиями частей тела и лица в веселой игровой форме.

Согните руки в локтях и поднимите пальцы вверх. Держите их свободно, как будто у вас в руках мячики. Поварачивайте кисти рук туда-сюда, пальцы направлены вверх  (всем известные «фонарики»). Сопровождаем движения словами:

Дарики-дарики,

Летели комарики!

Теперь соедините большой и указательный пальцы, как будто что-то держите. При этом делайте свободные движения руками в различных направлениях, эмитируя полет  комара.

Вились, вились,

Вились, вились.

Позудите, как комар.

З-з-з-з-з!

Ухватитесь двумя пальцами за носик (или за ушко) малыша и скажите:

В носик (или в ушко) вцепились! 

Так можно показать любую часть тела. Постепенно ребенок сам начнет вступать в игру и научится показывать части тела на себе и на вас.